Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований законодательства, выявленных Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу при осуществлении контрольно-надзорной функции в сфере деятельности некоммерческих организаций, с разъяснением положений законодательства

Обзор типичных нарушений обязательных требований законодательства, выявленных Главным управлением при осуществлении контрольно-надзорной функции в сфере деятельности некоммерческих организаций, с разъяснением положений законодательства

 

1. В соответствии с пунктом 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент) одной из административных процедур исполнения государственной функции Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее – Главное управление) является анализ отчетов некоммерческих организаций.

В результате анализа отчетов некоммерческих организаций, поступивших в Главное управление за период с 01.01.2016 по 15.04.2017 были выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства.

1) Отчеты представлены не по установленным законодательством формам, либо представлены не полностью.

На основании и в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» разработаны Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденные Приказом Минюста РФ от 17.03.2011 № 81. Сами же формы документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций утверждены Приказом Минюста РФ от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами некоммерческие организации (организационно-правовые формы которых указаны в главе IIФедерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») представляют в Главное управление следующие формы документов:

1.1) Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

1.2) Некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 1.1 обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Указанные отчеты представляются в Главное управление по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Таким образом, некоммерческие организации представляют в Главное управление либо заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О  некоммерческих  организациях» в произвольной форме, либо отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, исходя из соответствия некоммерческой организации пункту 3.1 либо пункту 3.2 вышеуказанного Федерального закона.

Общественные объединения (организационно-правовые формы которых указаны в статье 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях») представляют в Главное управление следующие формы документов:

1.3) Общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, общественное объединение представляет в Главное управление сообщение о продолжении деятельности, с указанием вышеперечисленных сведений.

1.4) Общественное объединение также информирует Главное управление об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О  некоммерческих  организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН0003.

Таким образом, общественное объединение представляет в Главное управление сообщение о продолжении деятельности и отчет по форме ОН0003. Необходимо обратить внимание, что в отличие от некоммерческой организации, общественное объединение обязано представлять оба вышеуказанных отчета. При отсутствии сведений о денежных средствах и иного имущества, полученного от иностранных источников, в соответствующих полях отчета ставятся прочерки.

Также, необходимо обратить внимание, что сообщение о продолжении деятельности некоммерческой организации и сообщение о продолжении деятельности общественного объединения не идентичны. Типичная ошибка заключается в том, что общественное объединение в сообщении о продолжении деятельности указывает соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О  некоммерческих  организациях» и наоборот, некоммерческая организация ссылается в сообщении о продолжении деятельности на абзац 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», соответственно в Главное управление представляются неверные сведения.

1.5) Необходимо учитывать, что для некоммерческих организаций, а также общественных объединений, созданных в формах благотворительных организаций, пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлена обязанность ежегодно представлять в Главное управление отчет о своей деятельности.

Таким образом, благотворительные некоммерческие организации, а также общественные объединения дополнительно представляют в Главное управление отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

- содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

- нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Исходя из вышеуказанного, некоммерческая благотворительная организация представляет в Главное управление заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих  организациях» в произвольной форме, либо отчеты по формам ОН0001 и ОН0002 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным и дополнительно отчет в соответствии с  пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О  благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Общественное благотворительное объединение представляет в Главное управление сообщение о продолжении деятельности, отчет по форме ОН0003 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным и дополнительно отчет в соответствии с  пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О  благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

1.6) Необходимо обратить внимание, что религиозные организации, в соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ

«О свободе совести и о религиозных объединениях», получившие в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять в Главное управление отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании) по форме ОР0001 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. Таким образом, отчет по форме ОР0001 представляют в Главное управление только те религиозные организации, которые подпадают под критерии, установленные пунктом 2 статьи 25.1 вышеуказанного закона. Если религиозная организация не подпадает под указанные критерии, то обязанность представлять в Главное управление отчет по форме ОР0001 у нее отсутствует.

1.7) Необходимо обратить внимание, что в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия один раз в три года представляет в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о региональных отделениях политической партии с указанием численности членов политической партии в этих отделениях и мест нахождения постоянно действующих руководящих органов региональных отделений.

Региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица (далее - зарегистрированное структурное подразделение) один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа.

Политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.

Таким образом, законодательно установлена обязанность политической партии и (или) ее регионального отделения представлять вышеуказанные сведения в Минюст России (его территориальный орган) один раз в три года.

1.8) Необходимо учитывать, что в соответствии с Приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента дополнительно представляет в Минюст России следующие сведения:

- отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);

- отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября);

- аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Таким образом, если некоммерческая организация (общественное объединение, религиозная организация) включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, она обязана дополнительно представлять вышеуказанные сведения в Минюст России в сроки и по форме, которые установлены Приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (форма ОИА001).

2) Отчеты не представлены, либо представлены позже срока, установленного законодательством.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», документы, содержащие отчет о деятельности некоммерческой организации (общественного объединения), сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства должны представляться ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Таким образом, сообщение о продолжении деятельности некоммерческой организации, сообщение о продолжении деятельности общественного объединения, отчеты по формам ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 представляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности. Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы, то есть до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Сроки представления отчетов некоммерческой организации (общественного объединения, религиозной организации), выполняющей функции иностранного агента, в Минюст России установлены Приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

3) Отчеты о деятельности некоммерческой организации (общественного объединения, религиозной организации) не опубликованы в сети «Интернет».

Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций (далее – Порядок размещения отчетов в сети «Интернет») утвержден Приказом Минюста РФ от 07.10.2010 № 252. Исходя из положений пункта 3 Порядка размещения отчетов в сети «Интернет» отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Официальным сайтом для размещения отчетов и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций является сайт http://unro.minjust.ru. Необходимо пояснить, что обязанность опубликования отчетов и сообщений о продолжении деятельности установлена также Федеральными законами.

3.1) Для некоммерческих организаций указанная обязанность установлена положениями пункта 3.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

3.2) Для общественных объединений указанная обязанность установлена положением абзаца 3 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

3.3) Для религиозных организаций указанная обязанность установлена положением пункта 3 статьи 25.1 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

3.4) Для некоммерческих организаций (общественных объединений, религиозных организаций), выполняющих функции иностранного агента указанная обязанность установлена положениями пункта 3.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих  организациях».

Исходя из вышеуказанного, некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации) обязаны размещать отчеты и сообщения о продолжении деятельности на информационном портале Минюста России, расположенного по адресу http://unro.minjust.ru.

3.5) Для некоммерческих организаций, а также общественных объединений, созданных в формах благотворительных организаций, пунктом  5 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлена обязанность обеспечивать открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам. Таким образом, указанные организации дополнительно обязаны размещать отчеты, представленные в Главное управление в соответствии спунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в сети «Интернет», либо обеспечивать к ним открытый доступ иными доступными способами.

4) Отчеты заполнены не полностью, отсутствуют реквизиты.

На основании и в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» разработаны Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденные Приказом Минюста РФ от 17.03.2011 № 81 (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций листы отчетов и приложения к ним, представляемые в Минюст России или его соответствующий территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, рекомендуется прошивать, количество листов подтверждать на обороте последнего листа на месте прошивки подписью лица, имеющего право без доверенности действовать от имени представляющей отчет организации, назначенного (избранного) в установленном порядке, и скреплять печатью организации. В адресной части форм отчетов рекомендуется указывать наименование органа, принявшего решение о государственной регистрации представляющей отчет организации. Например, «Министерство юстиции Российской Федерации» - для общероссийских общественных объединений или «Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве» - для некоммерческих организаций, местом нахождения которых является г. Москва.

При заполнении форм отчетов рекомендуется учитывать, что строки и поля форм отчетов заполняются в соответствии с их наименованиями, а также примечаниями, содержащимися в конкретных формах. Если сведения, включаемые в соответствующую форму отчета, не умещаются на предусмотренных ею страницах, рекомендуется заполнять необходимое количество страниц с нумерацией каждой из них. При отсутствии каких-либо сведений в соответствующих полях рекомендуется проставлять прочерк. Лист «А» формы N ОН0001, утвержденной приказом № 72, заполняется отдельно для каждого руководящего органа, некоммерческой организации.

Строки «полное наименование...» рекомендуется заполнять в соответствии с учредительными документами представляющей отчет организации, положением о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Поля «ОГРН», «дата регистрации» и «ИНН/КПП» рекомендуется заполнять на основании свидетельств о государственной регистрации (о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц) и о постановке на учет в налоговом органе, выдаваемых налоговыми органами.

Исходя из вышеуказанного, отчеты и сообщения о продолжении деятельности рекомендуется заполнять, руководствуясь Методическими рекомендациями. Также, в отчете, либо в сообщении о продолжении деятельности должны быть верно заполнены все реквизиты, должна стоять подпись лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и печать организации.

5) Отчеты представлены не в тот территориальный орган Минюста России, не в тот государственный орган.

В соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456 Центральный аппарат исполняет государственную функцию в отношении общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных организаций, образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

Территориальные органы исполняют государственную функцию в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, а также автономных учреждений).

Исходя из указанного, при представлении отчетов необходимо учитывать следующее:

5.1) Общероссийские и международные общественные объединения, отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозные организации, образуемые указанными централизованными религиозными организациями представляют отчет о своей деятельности непосредственно в Минюст России.

5.2) Некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации), включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, представляют сведения по формам ОН0001 и ОН0002 или заявление о продолжении деятельности в территориальный орган Минюста России и дополнительно отчеты по формам, установленным Приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» непосредственно в Минюст России.

5.3) Централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации представляют отчет о своей деятельности непосредственно в Минюст России.

5.4) Территориальные органы Минюста России не исполняют государственную функцию в отношении потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Также, необходимо учитывать, что некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации) представляют отчет о своей деятельности в соответствующий территориальный орган Минюста России. Перечень территориальных органов Минюста России по субъектам установлен Приказами Минюста России от 03.03.2014 № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» и от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации».

2. В соответствии с пунктом 26 Административного регламента одной из административных процедур исполнения государственной функции Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу является проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов).

В результате проведенных проверок некоммерческих организаций за период с 01.01.2016 по 15.04.2017, были выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства.

1) Отсутствие некоммерческой организации по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц. В нарушение  пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» некоммерческие организации не представляют в Главное управление сведения об изменении своих адресов.

Необходимо пояснить, что согласно положениям пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Таким образом, для того, чтобы зарегистрировать в установленном порядке изменение адреса места нахождения юридического лица, в Главное управление необходимо представить заявление о государственной регистрации изменений. Формы и требования к оформлению указанного заявления установлены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Если адрес места нахождения юридического лица указан в уставе некоммерческой организации, заявление необходимо представить по форме Р13001.

В соответствии с пунктом 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу организацией должны были быть представлены:

- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;

- решение о внесении изменений в учредительные документы;

- учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции;

- документ об уплате государственной пошлины.

Если адрес места нахождения юридического лица не указан в уставе некоммерческой организации, заявление необходимо представить по форме Р14001.

В соответствии с пунктом 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются:

- заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

- решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.

2) Несоблюдение некоммерческими организациями норм, предусмотренных собственными уставами, в части формирования органов управления и порядка их деятельности  в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абзаца 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Как примеры типичных нарушений, можно привести следующие выдержки из актов проверок некоммерческих организаций:

2.1) «…Согласно пункту ** Устава надзорным органом Фонда является Попечительский совет Фонда, который избирается Советом Фонда из числа российских и иностранных граждан, активно участвующих в деятельности Фонда, сроком на 3 (три) года. В соответствии с пунктом ** Устава в состав Попечительского совета не могут входить должностные и материально-ответственные лица Фонда. Организацией в период проверки не представлены документы, подтверждающие формирование и деятельность в проверяемый период Попечительского совета Фонда…»;

2.2) «…Согласно пункту ** Устава органами управления Организации являются Общее собрание членов Автономии, Президиум Автономии, Председатель Автономии, Ревизионная комиссия (Ревизор) Автономии. Пунктом ** Устава установлено, что высшим руководящим органом управления является Общее собрание, которое созывается не реже одного раза в год. У Организации отсутствуют протоколы заседаний Общего собрания, подтверждающие соблюдение требований п. **-** Устава…»;

2.3) «…Согласно п. ** Устава Ассоциация ведет реестр членов Ассоциации и является его держателем. Ведение реестра осуществляется Директором. Организацией не представлен реестр членов Ассоциации, в нарушение требований п. **-** Устава…»;

2.4) «…В соответствии с пунктом ** Устава контроль за поступлением и расходованием денежных средств и проведением хозяйственных операций Организации осуществляет контрольно-ревизионный орган – Ревизор, избираемый Советом Организации. Ревизором не могут быть избраны члены Попечительского совета, Председатель Совета и работники Организации. Срок полномочий Ревизора 1 год. Проверки деятельности Организации осуществляются Ревизором по поручению Совета Организации или Попечительского совета Организации. Организацией в период проверки не представлены документы, подтверждающие формирование и деятельность контрольно-ревизионного органа Организации (Ревизора) в проверяемый период. Положения Устава о сроках проведения проверок деятельности Организации Ревизором Организацией не соблюдаются…»

3) Не проведение некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме фондов, ежегодного аудита в нарушение пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

4) Отсутствие у некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, благотворительных программ со сметами предполагаемых поступлений и планируемых расходов в нарушение статьи 17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

5) Нарушение некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме общественных организаций, территориальной сферы деятельности в нарушение абзаца 4 статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Необходимо обратить внимание на следующие положения вышеуказанного закона:

- под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

- под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

- под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

- под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

6) Осуществление некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента,  деятельности без подачи в Минюст России заявления о включении их в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Необходимо пояснить, что под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в указанном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Таким образом, некоммерческая организация (общественное объединение, религиозная организация) подпадающая под вышеуказанные нормы, при осуществлении деятельности обязана подать в Минюст России заявление о включении ее в Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

7) Использование в деятельности организации печати с неполным наименованием организации, либо с наименованием не на русском языке.

7.1) Обязанность использовать печать с полным наименованием на русском языке для некоммерческих организации и для общественных объединений установлена  пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

7.2) Обязанность использовать печать с полным наименованием для религиозных организаций установлена пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Исходя из указанного, наименование на печати должно совпадать с полным наименованием организации, которое указано в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.

8) Использование в деятельности организации недопустимой законом символики.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

- символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности;

- символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций;

- в качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена;

- символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

Необходимо отметить, что под понятие «символика» подпадают также печать организации, официальные бланки организации, изображения, размещенные на сайте организации в сети «Интернет».

Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).