Вы здесь

Типичные нарушения законодательства Российской Федерации, допускаемые общественными объединениями


Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

В целях повышения качества подготовки документов, представляемых на государственную регистрацию некоммерческих организаций и уменьшения количества отказов в государственной регистрации, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу подготовлен обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, выявляемых при осуществлении правовой экспертизы документов для государственной регистрации некоммерческих организаций.

Типичными нарушениями законодательства Российской Федерации, допускаемыми некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации заявители допускают типичные виды ошибок, которые можно разделить на 2 группы:

1. представленные документы противоречат действующему законодательству Российской Федерации;

2. документы, необходимые для государственной регистрации оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены не полностью.

Представленные документы противоречат действующему законодательству Российской Федерации

Большая часть представленных документов содержит нарушения обязательных требований федеральных законов.

В числе основных замечаний, предъявляемых к уставам некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и религиозных организаций, можно отметить следующие:

- положения уставов некоммерческих организаций не соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;

- в нарушение п.4 ст.3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) в наименованиях некоммерческих организаций используются иностранные слова без транслитерации с указанием перевода на русский язык;

- в названии некоммерческой организации не отражены организационно-правовая форма некоммерческой организации, характер деятельности - нарушение  п. 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ, территориальная сфера деятельности (для общественных объединений) - нарушение абзаца 1 ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее -   Закон № 82-ФЗ), вероисповедание (для религиозной организации) – нарушение п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее - Закон № 125-ФЗ). В нарушение пп. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) в наименовании образовательных организаций неверно указан тип образовательной организации;

- согласно пункту 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в некоммерческих корпорациях с числом членов более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Однако общественные объединения с числом членов менее ста обозначают высший орган управления как конференция;

- в уставах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и религиозных организаций, в нарушение п. 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ,  ст. 20 Закона № 82-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона № 125-ФЗ соответственно, отсутствуют: сведения о структуре, компетенции, порядке формирования и сроках полномочий органов управления организации, порядке принятия ими решений; сведения о филиалах и представительствах, сведения о правах и обязанностях членов организаций (в организациях, предусматривающих членство), источники формирования имущества (для некоммерческих организаций и общественных объединений), источники образования денежных средств и иного имущества организации (для религиозных организаций); сведения о порядке реорганизации (за исключением некоммерческого фонда) и ликвидации, о порядке использования имущества в случае реорганизации и ликвидации организации;

 - в соответствии с пунктом 8 статьи 8 Закона № 125-ФЗ религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. В то же время некоторые религиозные организации указывают сокращенные наименования;

- пункт 1 статьи 10 Закона № 125-ФЗ гласит, что религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. При этом уставы религиозных организаций представляются зачастую не утверждёнными  централизованной религиозной организацией, а в том случае, если религиозная организация не входит в структуру централизованной религиозной организации, представляются уставы, не утвержденные учредителями;

- в уставах некоммерческих организаций (за исключением религиозных организаций) в нарушение требований статьи 29 Закона № 7-ФЗ неверно определены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления и порядок принятия решений по ним;

- в нарушение п. 5 ст. 3 Закона № 7-ФЗ, имеющие символику некоммерческие организации, не описывают её;

- в уставах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и религиозных организаций, в нарушение п. 1 ст. 24 Закона № 7-ФЗ предусматривается осуществление иной деятельности.

  - в уставах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и религиозных организаций нередко указаны виды деятельности, не соответствующие целям деятельности, заявленным в уставе.

В числе основных замечаний, выявленных в протоколах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и религиозных организаций, можно отметить нарушение п. 4 ст. 181.2 ГК РФ, в соответствии с которым протоколы организаций не содержат сведений о дате и  времени проведения заседания, о лицах, принявших участие в голосовании и проводивших подсчет голосов. Также, в нарушение пункта 3 статьи 50.1  ГК РФ в решениях об учреждении юридического лица не указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества.

Документы, необходимые для государственной регистрации оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены не полностью.

Большая часть представленных документов, по результатам рассмотрения которых принимались решения об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций, оформлена с нарушением Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012  № ММВ-7-6/25@/(далее – Требования).

При заполнении данных форм заявлений основными недостатками, препятствующими принятию положительного решения по результатам рассмотрения представленных документов, являются следующие:

         1) Согласно пункту 2.3 Требований при указании элементов адреса (места нахождения) для городов Москва и Санкт-Петербург подпункты 2.3 - 2.5 не заполняются. При этом зачастую в представленных заявлениях  о государственной регистрации некоммерческих организаций данные подпункты заполнены;

2) При заполнении раздела 3 заявления формы Р11001 «Сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации» капитала, заполнение указанного раздела требуется только в отношении коммерческих организаций (п. 2.5 Требований);

3) При заполнении заявлений (№ Р11001, Р13001, Р14001), предусматривающих внесение в ЕГРЮЛ сведений о видах экономической деятельности указывают коды основных и дополнительных видов экономической деятельности в количестве двух или трех цифровых знаков, в то время как согласно Требованиям в указанных кодах указывается не менее четырех цифровых знаков;

4) Наименование, указанное в конкретном пункте Устава организации и в протоколе, не идентично наименованию, указанному на титульном листе Устава организации и в заявлении по форме при создании № Р11001;

5) Если у физического лица имеется ИНН - идентификационный номер налогоплательщика (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе), то показатель «ИНН» подлежит обязательному заполнению;

6) Количество учредителей, указанных в заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации при создании, часто не соответствуют количеству лиц, присутствующих на учредительном собрании и проголосовавших за создание некоммерческой организации;

7) Сведения об учредителях некоммерческой организации не соответствуют данным регистрирующего учета.

При подготовке документов на государственную регистрацию, необходимо обращать внимания на основные требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган:

• печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов;

• заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами;

• наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок) не допускается;

• незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого в регистрирующий орган заявления не включаются;

• каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде;

• необходимо обратить внимание на правильность заполнения реквизитов для уплаты государственной пошлины.

Часто встречаемым нарушением является представление документов для государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и религиозных организаций в одном экземпляре. Вместе с тем, согласно Административному регламенту по предоставлению Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, все документы, за исключением учредительных документов некоммерческой организации, представляются для государственной регистрации в двух экземплярах. Вместе с тем, зачастую, при предоставлении документов в 2-х экземплярах, во вторых экземплярах отсутствует подпись заявителя. Кроме того, каждый документ, содержащий более одного листа, должен представляться в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

 

15 июня 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).