Вы здесь

«Коррупциогенные факторы отсутствуют». Минюст проанализировал российское законодательство

/ ФедералПресс /

Министерство юстиции России опубликовало доклад о результатах мониторинга правоприменения в России в 2016 году. Документ издается ежегодно. Очередной доклад, написанный более чем на шестистах страницах, представляет собой анализ законодательства в разных сферах жизнедеятельности. Он уже рассмотрен и одобрен президентом.

Основа мониторинга

Авторы доклада при проведении анализа использовали информацию федеральных и региональных органов власти, данные статистики, в том числе по обращениям граждан, вступившие в силу судебные решения и разъяснения Верховного суда РФ по вопросам судебной практики, а также сведения от научных, общественных и образовательных организаций.

Мониторинг показал, что в 2016 году Конституционный суд России[2] принял 21 постановление, а за восемь месяцев этого года – 11 постановлений по фактам несоответствия отдельных положений федеральных законов Конституции. Всего же, начиная с 1992 года, КС было принято 215 таких постановлений, а исполнено из них 184, в том числе 18 – в 2016 году и 14 – в этом году. По оставшимся неисполненными постановлениям ведется работа: в докладе отмечается, что по 19 из них правительство России уже подготовило законопроекты и внесло их на рассмотрение Госдумы.

Соответствие европейским стандартам

Мониторинг правоприменения осуществляется также в части исполнения постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ): вносятся изменения или признаются утратившими силу отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты. Речь идет о ряде постановлений по жалобам частных лиц против РФ. Минюсту России, МВД России и ФСИН России совместно с Генпрокуратурой и Верховным судом предложено пересмотреть отечественные стандарты (соответственно, и служебные инструкции) по конвоированию заключенных, чтобы они полностью соответствовали международным стандартам и практике Европейского суда. Необходимо также создание «эффективного национального компенсаторного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий перевозки» (такая рекомендация появилась в рамках реализации более 30 постановлений ЕСПЧ, объединенных в группу дел).

В резюме авторов доклада также отражена информация о необходимости изменения подходов к решению вопроса об основании и порядке «возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) суда (судьи)». Предстоит также изменить Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс в части совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности.

Требуются также поправки, которые конкретизируют основания и порядок судебного рассмотрения разрешения на проведение оперативно-разыскных мероприятий (речь идет о случаях, когда лицу стало известно об этом еще до возбуждения уголовного дела в отношении него). Необходимо конкретизировать основания и порядок судебного рассмотрения таких материалов и уточнить понятие «мотивированости» постановлений тех, кто принимает решение о проведении «оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан».

Минобрнауки и Минюсту России рекомендовано подготовить поправки в Семейный кодекс «в части предоставления лицам, не являющимся родственниками ребенка, но заботившимся о нем длительное время», права на общение с ним. Такая возможность должна быть предусмотрена в интересах ребенка, если между ним и тем, кто долго заботился о нем, «установилась прочная эмоциональная связь».

Авторы доклада отмечают, что в 2012-2017 годах в России было принято свыше 2,1 тысячи нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сферах здравоохранения, образования, социальной политики, государственного управления. При этом законодательство по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг развивалось наиболее динамично.

Пробелы в здравоохранении

Анализ законодательства в сфере здравоохранения показал, что не реализованы около 40 положений федеральных законов. Актуальной остается проблема «обеспечения эффективного контроля лекарственных препаратов». И это несмотря на то, что количество фальсификата на рынке сократилось за последние пять лет вдвое: из обращения было изъято около 1% недоброкачественных препаратов. «Для обеспечения поставок потребителям качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов путем защиты легального оборота от фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств, а также лекарственных средств, не отвечающих установленным требованиям к качеству, эффективности и безопасности, планируется внедрить на территории РФ федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до пациента, покупателя (конечного потребителя) с использованием контрольных (идентификационных) знаков для целей идентификации лекарственных препаратов для медицинского применения», - указывается в докладе.

Детей с ОВЗ «пропишут» в законе

Мониторинг законодательства выявил необходимость внесения поправок в Трудовой кодекс России. Речь идет о приведении в соответствие с установленными требованиями федеральных государственных стандартов профессионального образования. Сделать это нужно в течение одного года.

Аналитики считают необходимым четко разграничить категории обучающихся, выделив учащихся, имеющих ограничения по здоровью. Это позволит избежать трудностей и проблем детям с инвалидностью при получении образования. В частности, в перечень специальных условий для обучающихся с ограничениями по здоровью предлагается ввести услуги тьютора и услуги по сурдопереводу, тифлопереводу и тифлосурдопереводу.

В сфере образования эксперты считают важным внедрение «механизма целевого приема для кадрового обеспечения организаций оборонно-промышленного комплекса и государственных корпораций». Перечень организаций, для которых и будет производиться целевой прием, разработает Минобрнауки. При этом в договоре о целевом приеме и обучении, возможно, будет предусмотрено участие четвертой стороны – организации, в которую выпускник вуза будет трудоустроен после получения диплома.

Территории опережающего развития

Сегодня в России существует 17 территорий опережающего социально-экономического развития и 17 в пределах регионов Дальневосточного федерального округа и 17 – в моногородах по всей России (это 5,3% от общего количества моногородов). На федеральном уровне создаются условия для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на таких территориях. В частности, речь идет о «режиме пониженных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и предоставления налоговых льгот для резидентов». Принятие соответствующих документов «позволит устанавливать преференции исключительно в отношении создаваемых или модернизируемых рабочих мест или модернизируемых мощностей».

Страховые риски аграриев расширят

Анализ рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия выявил проблемы в части государственных закупочных интервенций. Авторы мониторинга установили, что вопрос о том, кто обладает правом собственности на приобретаемую сельскохозяйственную продукцию, не урегулирован. Вопрос должен быть отрегулирован с принятием закона, которым будет установлено право собственности за Российской Федерацией.

Также установлено, что в законодательстве существует ограниченный перечень сельскохозяйственных рисков, при страховании которых оказываемая господдержка «не способствует повышению эффективности страховой защиты интересов сельскохозтоваропроизводителей и увеличению числа страхователей. Эта проблема, как ожидается, будет решена с принятием поправок в соответствующий федеральный закон, которым перечень рисков будет расширен.

Реформа ЖКХ продолжается

Раздел доклада, посвященный доступному жилью и оказанию жилищно-коммунальных услуг оказался одним из самых больших. При анализе правоприменительной практики в жилищной сфере эксперты выявили, что в совершенствовании нуждается правовое регулирование деятельности единого института развития, что позволит в дальнейшем обеспечить развитие жилищного строительства. В частности, предлагается проводить электронные аукционы на право заключения договоров аренды земельного участка под строительство, что, по мнению аналитиков, позволит обеспечить доступность и прозрачность этого процесса (сейчас аукционы не являются нормой).

Стимулировать деятельность жилищно-строительных кооперативов, считают авторы доклада, позволит изменение сроков получения земельных участков в собственность: норму до ввода объекта в эксплуатацию предлагается исключить. Также эксперты считают возможным отказывать в пролонгации договора безвозмездного пользования земельным участком в случаях, если ЖСК в течение трех лет не получил разрешение на строительство. «Однозначного правового регулирования» требует вопрос залога паев жилищно-строительных кооперативов.

Предлагается изменить форму проведения торгов по отбору управляющих компаний для работы на многоквартирных домах – вместо конкурсов проводить электронные аукционы. Жилищный кодекс России, возможно, будет дополнен еще одним основанием для проведения внеплановой проверки управляющих организаций – по указанию главного государственного жилищного инспектора, которому дано поручение правительством России.

Требует решения и проблема неплатежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирных домах – долг перед поставщиками превысил 1 трлн рублей и продолжает расти. В связи с этим эксперты предлагают предусмотреть заключение прямых договоров между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями, но по типовой форме, утвержденной кабинетом министров.

Перевозчиков легализуют

В сфере организации пассажирских перевозок установлено, что в России отсутствует правовое регулирование вопроса функционирования так называемого внеуличного транспорта: помимо метро, это монорельсовый транспорт, транспортные подвесные канатные дороги и фуникулеры. Принятие законопроекта, как считают аналитики, позволит исправить ситуацию и урегулировать отношения между перевозчиками и пассажирами, а также отрегулировать вопросы труда работников этой отрасли.

Авторы доклада предлагают привести к единообразию требования к перевозчикам с целью снижения доли нелегальных пассажирских перевозок и устранению незаконной конкуренции на наиболее востребованных регулярных маршрутах. Часто, отмечают эксперты, перевозчики подают заявления об аннулировании лицензии и осуществляют перевозки под видом заказных, чтобы избежать исполнения законных требований к их деятельности. Исправить положение с помощью административных мер взыскания не удается.

Банкам придадут ускорение

Мониторинг правопримения в банковской сфере выявил необходимость «ускорения и упрощения процедуры открытия счетов и снижения бумажного документооборота между кредитными организациями, налоговыми органами и их клиентами». Эта работа на законодательном уровне уже проводится – принят ряд документов.

Не исполняется в полной мере требование федерального законодательства в части указания в титульной части кредитной истории СНИЛСа заемщика. Это требование стало обязательным с 1 января 2017 года, однако оно не охватывает самозанятых граждан, а также военнослужащих, судей и других работников, находящихся на ведомственном пенсионном обеспечении, которые вправе не иметь СНИЛС. Этот пробел был ликвидирован, и теперь СНИЛС должен записываться при условии его указания заемщиком.

Информационные технологии в деле

Всего в прошлом году судами общей юрисдикции было окончено производство по более чем 4,1 млн административных дел, рассмотрено и разрешено около 1,4 тысячи коллективных административных и исковых заявлений. Установлено, что «развитие информационных технологий, активное использование их в повседневной жизни людей объективно приводят к возникновению новых видов правонарушений». «Вместе с тем в настоящее время не предусмотрены эффективные механизмы, позволяющие оперативно и действенно реагировать на подобные нарушения, предотвращая существенный вред, который они могут причинить», - отмечается в докладе.

Речь идет о делах о «признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, запрещенной к распространению, а также о делах о признании информационных материалов экстремистскими». Эксперты предлагают дополнить Кодекс об административном судопроизводстве РФ главами, «регулирующими порядок рассмотрения названных выше категорий дел».

Авторы доклада также рекомендуют для защиты интересов военнослужащих при принятии решения об увольнении в запас досрочно по собственному желанию обязательно указывать уважительные причины.

 

По мнению составителей доклада, в документах, которые были включены в мониторинг, коррупциогенные факторы не обнаружены.

30 октября 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).