Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу за период с 1 января 2018 года по 10 апреля 2019 года при осуществлении контрольно-надзорных функций в сфере деятельности некоммерческих организаций, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу за период с 1 января 2018 года по 10 апреля 2019 года года при осуществлении контрольно-надзорных функций в сфере деятельности некоммерческих организаций, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения

1. В соответствии с пунктом 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент) одной из административных процедур исполнения государственной функции Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее – Главное управление) является анализ отчетов некоммерческих организаций.

В результате анализа отчетов некоммерческих организаций, поступивших в Главное управление за период с 1 января 2018 года по 10 апреля 2019 года были выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства.

1) Отчеты представлены не по установленным законодательством формам, либо представлены не полностью.

На основании и в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях) разработаны Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденные Приказом Минюста России от 17.03.2011 № 81. Сами же формы документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций утверждены Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами некоммерческие организации (организационно-правовые формы которых указаны в главе IIЗакона о некоммерческих организациях представляют в Главное управление следующие формы документов:

1.1)Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

1.2) Некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 1.1 обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Указанные отчеты представляются в Главное управление по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Таким образом, некоммерческие организации представляют в Главное управление либо заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях в произвольной форме, либо отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, исходя из соответствия некоммерческой организации пункту 3.1 либо пункту 3.2 вышеуказанного Федерального закона. 

Общественные объединения (организационно-правовые формы которых указаны в статье 7 Закона об общественных объединениях) представляют в Главное управление следующие формы документов:

1.3) Общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, общественное объединение представляет в Главное управление сообщение о продолжении деятельности, с указанием вышеперечисленных сведений.

1.4) Общественное объединение также информирует Главное управление об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Закона о  некоммерческих  организациях, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН0003.

Таким образом, общественное объединение представляет в Главное управление сообщение о продолжении деятельности и отчет по форме ОН0003. Необходимо обратить внимание, что в отличие от некоммерческой организации, общественное объединение обязано представлять оба вышеуказанных отчета. При отсутствии сведений о денежных средствах и иного имущества, полученного от иностранных источников, в соответствующих полях отчета ставятся прочерки.

Также, необходимо обратить внимание, что сообщение о продолжении деятельности некоммерческой организации и сообщение о продолжении деятельности общественного объединения не идентичны. Типичная ошибка заключается в том, что общественное объединение в сообщении о продолжении деятельности указывает соответствие пункту 3.1 статьи 32 Закона о  некоммерческих  организациях и наоборот, некоммерческая организация ссылается в сообщении о продолжении деятельности на абзац 4 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, соответственно в Главное управление представляются неверные сведения.

1.5) Необходимо учитывать, что для некоммерческих организаций, а также общественных объединений, созданных в формах благотворительных организаций, пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Закон о благотворительной деятельности) установлена обязанность ежегодно представлять в Главное управление отчет о своей деятельности.

Таким образом, благотворительные некоммерческие организации, а также общественные объединения дополнительно представляют в Главное управление отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

-содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Исходя из вышеуказанного, некоммерческая благотворительная организация представляет в Главное управление заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Закона о  некоммерческих  организациях в произвольной форме, либо отчеты по формам ОН0001 и ОН0002в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным и дополнительно отчет в соответствии с  пунктом 2 статьи 19 Закона о  благотворительной деятельности в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным

Общественное благотворительное объединение представляет в Главное управление сообщение о продолжении деятельности, отчет по форме ОН0003 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным и дополнительно отчет в соответствии с  пунктом 2 статьи 19 Закона о  благотворительной деятельности в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

1.6) Необходимо обратить внимание, что религиозные организации, в соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о религиозных объединениях), получившие в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять в Главное управление отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании) по форме ОР0001 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. Таким образом, отчет по форме ОР0001 представляют в Главное управление только те религиозные организации, которые подпадают под критерии, установленные пунктом 2 статьи 25.1 вышеуказанного закона. Если религиозная организация не подпадает под указанные критерии, то обязанность представлять в Главное управление отчет по форме ОР0001 у нее отсутствует.

1.7)Необходимо обратить внимание, что в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия один раз в три года представляет в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о региональных отделениях политической партии с указанием численности членов политической партии в этих отделениях и мест нахождения постоянно действующих руководящих органов региональных отделений.

Региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица (далее - зарегистрированное структурное подразделение) один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа.

Политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.

Таким образом, законодательно установлена обязанность политической партии и (или) ее регионального отделения представлять вышеуказанные сведения в Минюст России (его территориальный орган) один раз в три года.

1.8) Необходимо учитывать, что в соответствии с Приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента дополнительно представляет в Минюст России следующие сведения:

- отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);

отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября);

аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

        Таким образом, если некоммерческая организация (общественное объединение, религиозная организация) включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, она обязана дополнительно представлять вышеуказанные сведения в Минюст России в сроки и по форме, которые установлены Приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (форма ОИА001).

2) Отчеты не представлены, либо представлены позже срока, установленного законодательством.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», документы, содержащие отчет о деятельности некоммерческой организации (общественного объединения), сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства должны представляться ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Таким образом, сообщение о продолжении деятельности некоммерческой организации, сообщение о продолжении деятельности общественного объединения, отчеты по формам ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 представляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 19 Закона о благотворительной деятельности благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности. Ежегодный отчет представляется благотворительной организациейв орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы, то есть до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Сроки представления отчетов некоммерческой организации (общественного объединения, религиозной организации), выполняющей функции иностранного агента, в Минюст России установлены Приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

3) Отчеты о деятельности некоммерческой организации (общественного объединения, религиозной организации) не опубликованы в сети «Интернет».

Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций (далее – Порядок размещения отчетов в сети «Интернет») утвержден Приказом Минюста РФ от 07.10.2010 № 252. Исходя из положений пункта 3 Порядка размещения отчетов в сети «Интернет» отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Официальным сайтом для размещения отчетов и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций является сайт http://unro.minjust.ru. Необходимо пояснить, что обязанность опубликования отчетов и сообщений о продолжении деятельности установлена также Федеральными законами.

3.1) Для некоммерческих организаций указанная обязанность установлена положениями пункта 3.2 Закона о некоммерческих организациях.

3.2) Для общественных объединений указанная обязанность установлена положением абзаца 3 статьи 29 Закона об общественных объединениях

3.3) Для религиозных организаций указанная обязанность установлена положением пункта 3 статьи 25.1 Закона о религиозных объединениях

3.4) Для некоммерческих организаций (общественных объединений, религиозных организаций), выполняющих функции иностранного агента указанная обязанность установлена положениями пункта 3.2 Закона некоммерческих организациях.

        Исходя из вышеуказанного, некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации) обязаны размещать отчеты и сообщения о продолжении деятельности на информационном портале Минюста России, расположенного по адресу http://unro.minjust.ru.

3.5) Для некоммерческих организаций, а также общественных объединений, созданных в формах благотворительных организаций, пунктом  5 статьи 19 Закона о благотворительной деятельности установлена обязанность обеспечивать открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам. Таким образом, указанные организации дополнительно обязаны размещать отчеты, представленные в Главное управление в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона о благотворительной деятельности в сети «Интернет», либо обеспечивать к ним открытый доступ иными доступными способами

4) Отчеты заполнены не полностью, отсутствуют реквизиты.

     На основании и в соответствии с Законом о некоммерческих организациях, Законом об общественных объединениях разработаны Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденные Приказом Минюста РФ от 17.03.2011 № 81 (далее – Методические рекомендации).

     В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций листы отчетов и приложения к ним, представляемые в Минюст России или его соответствующий территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, рекомендуется прошивать, количество листов подтверждать на обороте последнего листа на месте прошивки подписью лица, имеющего право без доверенности действовать от имени представляющей отчет организации, назначенного (избранного) в установленном порядке, и скреплять печатью организации. В адресной части форм отчетов рекомендуется указывать наименование органа, принявшего решение о государственной регистрации представляющей отчет организации. Например, «Министерство юстиции Российской Федерации» - для общероссийских общественных объединений или «Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве» - для некоммерческих организаций, местом нахождения которых является г. Москва.

     При заполнении форм отчетов рекомендуется учитывать, что строки и поля форм отчетов заполняются в соответствии с их наименованиями, а также примечаниями, содержащимися в конкретных формах. Если сведения, включаемые в соответствующую форму отчета, не умещаются на предусмотренных ею страницах, рекомендуется заполнять необходимое количество страниц с нумерацией каждой из них. При отсутствии каких-либо сведений в соответствующих полях рекомендуется проставлять прочерк. Лист «А» формы N ОН0001 заполняется отдельно для каждого руководящего органа, некоммерческой организации.

Строки «полное наименование...» рекомендуется заполнять в соответствии с учредительными документами представляющей отчет организации, положением о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Поля «ОГРН», «дата регистрации» и «ИНН/КПП» рекомендуется заполнять на основании свидетельств о государственной регистрации (о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц) и о постановке на учет в налоговом органе, выдаваемых налоговыми органами.

Исходя из вышеуказанного, отчеты и сообщения о продолжении деятельности рекомендуется заполнять, руководствуясь Методическими рекомендациями. Также, в отчете, либо в сообщении о продолжении деятельности должны быть верно заполнены все реквизиты, должна стоять подпись лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и печать организации.

5) Отчеты представлены не в тот территориальный орган Минюста России, не в тот государственный орган.

В соответствии с Административным регламентом Центральный аппарат исполняет государственную функцию в отношении общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных организаций, образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

Территориальные органы исполняют государственную функцию в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, а также автономных учреждений).

Исходя из указанного, при представлении отчетов необходимо учитывать следующее:

5.1)Общероссийские и международные общественные объединения, отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозные организации, образуемые указанными централизованными религиозными организациями представляют отчет о своей деятельности непосредственно в Минюст России.

5.2)Некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации), включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, представляют сведения по формам ОН0001 и ОН0002 или заявление о продолжении деятельности в территориальный орган Минюста России и дополнительно отчеты по формам, установленным Приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» непосредственно в Минюст России.

5.3) Централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации представляют отчет о своей деятельности непосредственно в Минюст России.

5.4) Территориальные органы Минюста России не исполняют государственную функцию в отношении потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Также, необходимо учитывать, что некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации) представляют отчет о своей деятельности в соответствующий территориальный орган Минюста России. Перечень территориальных органов Минюста России по субъектам установлен Приказами Минюста России от 03.03.2014 № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» и от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации».

2. В соответствии с пунктом 26 Административного регламента одной из административных процедур исполнения государственной функции Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу является проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов).

      В результате проведенных проверок некоммерческих организаций за период с 01.01.2018 по 15.04.2019, были выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства.

1) Отсутствие некоммерческой организации по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц. В нарушение  пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, части 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях, пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» некоммерческие организации не представляют в Главное управление сведения об изменении своих адресов

Необходимо пояснить, что согласно положениям пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Таким образом, для того, чтобы зарегистрировать в установленном порядке изменение адреса места нахождения юридического лица, в Главное управление необходимо представить заявление о государственной регистрации изменений. Формы и требования к оформлению указанного заявления установлены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Если адрес места нахождения юридического лица указан в уставе некоммерческой организации, заявление необходимо представить по форме Р13001.

В соответствии с пунктом 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу организацией должны были быть представлены:

- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;

- решение о внесении изменений в учредительные документы;

- учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции;

- документ об уплате государственной пошлины.

Если адрес места нахождения юридического лица не указан в уставе некоммерческой организации, заявление необходимо представить по форме Р14001.

В соответствии с пунктом 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются:

- заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

- решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.

2) Несоблюдение некоммерческими организациями норм, предусмотренных собственными уставами, в части формирования органов управления и порядка их деятельности  в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абзаца 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Как примеры типичных нарушений, можно привести следующие выдержки из актов проверок некоммерческих организаций:

2.1) «…Согласно пункту ** Устава надзорным органом Фонда является Попечительский совет Фонда, который избирается Советом Фонда из числа российских и иностранных граждан, активно участвующих в деятельности Фонда, сроком на 3 (три) года. В соответствии с пунктом ** Устава в состав Попечительского совета не могут входить должностные и материально-ответственные лица Фонда. Организацией в период проверки не представлены документы, подтверждающие формирование и деятельность в проверяемый период Попечительского совета Фонда…»;

2.2) «…Согласно пункту ** Устава органами управления Организации являются Общее собрание членов Автономии, Президиум Автономии, Председатель Автономии, Ревизионная комиссия (Ревизор) Автономии. Пунктом ** Устава установлено, что высшим руководящим органом управления является Общее собрание, которое созывается не реже одного раза в год. У Организации отсутствуют протоколы заседаний Общего собрания, подтверждающие соблюдение требований п. **-** Устава…»;

2.3) «…Согласно п. ** Устава Ассоциация ведет реестр членов Ассоциации и является его держателем. Ведение реестра осуществляется Директором. Организацией не представлен реестр членов Ассоциации, в нарушение требований п. **-** Устава…»;

2.4) «…В соответствии с пунктом ** Устава контроль за поступлением и расходованием денежных средств и проведением хозяйственных операций Организации осуществляет контрольно-ревизионный орган – Ревизор, избираемый Советом Организации. Ревизором не могут быть избраны члены Попечительского совета, Председатель Совета и работники Организации. Срок полномочий Ревизора 1 год. Проверки деятельности Организации осуществляются Ревизором по поручению Совета Организации или Попечительского совета Организации. Организацией в период проверки не представлены документы, подтверждающие формирование и деятельность контрольно-ревизионного органа Организации (Ревизора) в проверяемый период. Положения Устава о сроках проведения проверок деятельности Организации Ревизором Организацией не соблюдаются…»

3) Не проведение некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме фондов, ежегодного аудита в нарушение пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

4) Отсутствие у некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, благотворительных программ со сметами предполагаемых поступлений и планируемых расходов в нарушение статьи 17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

5) Нарушение некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме общественных организаций, территориальной сферы деятельности в нарушение абзаца 4 статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Необходимо обратить внимание на следующие положения вышеуказанного закона:

- под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

- под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

- под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

- под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

6) Осуществление некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента,  деятельности без подачи в Минюст России заявления о включении их в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Необходимо пояснить, что под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в указанном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Таким образом, некоммерческая организация (общественное объединение, религиозная организация) подпадающая под вышеуказанные нормы, при осуществлении деятельности обязана подать в Минюст России заявление о включении ее в Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

7) Использование в деятельности организации печати с неполным наименованием организации, либо с наименованием не на русском языке.

7.1) Обязанность использовать печать с полным наименованием на русском языке для некоммерческих организации и для общественных объединений установлена  пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

7.2) Обязанность использовать печать с полным наименованием для религиозных организаций установлена пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Исходя из указанного, наименование на печати должно совпадать с полным наименованием организации, которое указано в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.

8) Использование в деятельности организации недопустимой законом символики.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

- символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности;

- символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций;

- в качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена;

- символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

Необходимо отметить, что под понятие «символика» подпадают также печать организации, официальные бланки организации, изображения, размещенные на сайте организации в сети «Интернет».


 

12 апреля 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).